|
Во время бодрствования в возрасте 4 месяцев у ребенка часто и легко возникает «комплекс оживления». Малыш сучит ножками и ручками, выказывая оживление и радость. Поднимает ноги кверху, быстро их выпрямляет. Лежа на животе, опирается на предплечья, может, упираясь руками в матрас, слегка приподнять туловище. Самостоятельно поворачивается на бочок.
Младенец 4 месяцев ощупывает и захватывает низко висящие над его грудью игрушки, протягивая обе руки, тянет игрушки в рот. Выражает радость при появлении новых игрушек. К концу 4 месяца развивается тактильная чувствительность, имеющая важное значение для возникновения акта хватания и обследования. С 4 до 7 месяцев возникают результативные действия: перемещение предметов, двигание ими, извлечение из них звуков.
В возрасте 4 месяцев ребенок начинает различать плоское и объемное изображения. Следит за игрушкой до 3 минут и более по всем направлениям. Узнаёт мать или близкого человека, радостно улыбается. На незнакомого смотрит спокойно.
Прислушивается к звукам голоса, музыки, звучащей игрушки, отыскивает взглядом источник звука, четко поворачивает к нему голову. Смотрит на него в течение 10 секунд. По разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии. Спокойно слушает колыбельную и оживляется при звуках плясовой. Отличает голоса близких от голосов незнакомых. Голос матери связывает с ее лицом.
В 4 месяца у ребенка ярко выражено певучее гуление. Младенец гулит сам после еды, при засыпании и после общения со взрослыми через 1-3 минуты. Произносит повторно гласные звуки, испускает восторженные крики, играет со звуками, которые производит с помощью слюны.
С 4 месяца начинается третья стадия развития сенсорного интеллекта (до 8 месяцев) - выполнение целенаправленных действий. Ребенок начинает различать причину и следствие: если дернуть за кольцо - зазвенит колокольчик, нажмешь на выключатель - погаснет свет.
Ребенок в возрасте 4 месяцев обладает определенными схемами лиц своих родителей. Он будет долго смотреть на графическое или скульптурное изображение лица с глазами, расположенными на месте рта, но ненадолго задержит свой взгляд на изображении лица вообще без глаз. Это говорит о том, что незначительные перемены в объекте или явлении для младенца гораздо привлекательнее полной новизны. В 4 месяца реакция на новизну проявляется в длительности удержания взгляда на новом предмете.
Эмоциональное развитие в этом возрасте также стремительно прогрессирует. Ребенок смеется от всего сердца, «в голос». Впервые ребенок начинает реагировать на щекотание: эффективность щекотки зависит от того, отдает ли себе малыш отчет в том, что это делает другое лицо. До 3,5 месяцев ребенок не способен осознавать другого человека.
Интересуется всем, что происходит вокруг, осматривается. Отвечает улыбкой на улыбку. Ищет взглядом другого ребенка, тянется к нему, пытается дотронуться.
В 4 месяца у ребенка появляются новые навыки. Во время кормления придерживает руками грудь матери или бутылочку. При виде груди матери тянется к ней руками, захватывает. В процессе кормления не убирает рук с бутылки или груди.
Ребенок в 4 месяца - это существо с развитой зрительно-двигательной системой, хорошими общими слуховыми способностями. Он способен контролировать движения рук и ног, но ему все еще трудно управлять корпусом. Появляется реакция на новизну.
Вес мальчика – 6 – 6,9 кг.
Вес девочки 5,5 – 6,4 кг.
Рост мальчика 62 – 64 см.
Рост девочки 61 – 62 см.
| |