|
Ребенок в 1 год ходит самостоятельно. Без опоры приседает и выпрямляется, может, наклонившись, поднять предмет. Приседает на корточки. Идет чередующимся шагом, может повернуться, изменить направление. Проходит, не присаживаясь, до 3 м. Неуклюже бросает большие игрушки. Залезает вверх по лестнице.
К 1 году ребенок приобретает следующие навыки: самостоятельно пьет из чашки, держа ее в своих руках (чашка широкая, до 100 г жидкости), протягивает сам руки к чашке, берет, подносит к губам и пьет. Чашку не выпускает, может сам поставить ее на стол. Держит ложку, водит по тарелке.
К концу 12 месяца малыш самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками (катает машинку, водит куклу, кормит куклу). В игре с куклой тянет ложку к ее лицу, может поднести и к щеке, и к глазу. При этом может «кормить» и себя. Переносит действия, разученные с одним предметом, на другой (водит, кормит, баюкает куклу, мишку, собачку). Накладывает один кубик на другой. Нанизывает кольца на стержень пирамидки.
В возрасте 1 года ребенок под влиянием обучения совершает действия с использованием предметов (орудий): малыш приближает к себе предмет с помощью палки, веревочки, откатывает палкой мяч. Орудийные действия - это действия, в которых один предмет употребляется для воздействия на другой предмет.
К концу первого года жизни возникает связь между названием предмета и самим предметом. Связь выражается в поиске предмета и нахождении его. Это и есть начальная форма понимания речи. Понимает без показа названия нескольких предметов, действий, имена взрослых и детей. Выполняет отдельные поручения (найди, принеси, отдай тете, положи на место, закрой дверь, покажи). По просьбе взрослого находит несколько однородных предметов, если они внешне незначительно различаются (разные по цвету и размеру мячи, куклы).
Первые слова понимаемые в ребенком в 1 год: «Мама», «папа», «баба», «деда», имена членов семьи, «до свидания (пока!)», «туфли», «мяч», «печенье», «ляля», «нет», «нельзя». Самые первые слова обозначают те предметы, с которыми ребенок может играть. Поскольку в окружении каждого ребенка набор предметов, с которыми он может так или иначе взаимодействовать, различен, то и первоначальный запас каждого малыша уникален. Легко подражает новым слогам вслед за взрослым. Повторяет 5-10 облегченных слов, если ребенка попросить: «Скажи «ав-ав», «Скажи «топ-топ». Лепетными словами начинает обозначать определенные понятия.
К 1 году у ребенка появляется способность создавать схему свойств, общих для различных впечатлений, таких, например, как протяженность и прерывистость, показывает, что младенец способен выделять категории. Категорией называют осознанное впечатление о свойствах, присущих ряду сходных, но не идентичных предметов или явлений. Многие годовалые дети различают категории предметов: мебель, животные, еда. В этом возрасте даже изображение предмета ребенок может отнести к соответствующей категории. Если младенцу показать изображения различных людей, а потом изображение собаки, ребенок станет разглядывать последнее гораздо внимательнее, и лицо его оживится. Перемена в поведении малыша говорит о том, что собак он относит к иной категории, чем людей.
Различные образы не одинаково важны для младенца. Они различаются тем, что психологи называют опознавательными признаками. Если предложить ребенку в 1 год несколько картинок видоизмененных изображений человека и собаки (без головы, без ног, без туловища), ребенок дольше разглядывает картинку человека без головы и собаку без конечностей. Такое распределение внимания говорит о том, что голова - опознавательный признак образа человека.
К концу 1 года у ребенка закрывается большой родничок. Ребенок уже проявляет индивидуальные качества, хотя он еще полностью зависим от взрослого. 1 год - это второй критический период в развитии ребенка после кризиса новорожденности. Это кризис мировоззрения, который открывает ориентацию в мире вещей.
Время, когда ребенок начинает сидеть, стоять или ходить, зависит не только от развития нервной и мышечной систем, но и от того, насколько он имеет возможность приобретать двигательные навыки. Умения, обусловленные развитием ребенка и приобретаемые без особого обучения, могут появиться с опозданием, если лишить младенца возможности активно двигаться.
Вес мальчика 9,7 - 10,5 кг
Вес девочки 9,2 – 10,1 кг
Рост мальчика 74 – 76 см
Рост девочки 73 – 74 см.
| |